При розыске детей, похищенными недобросовестными родителями возникает много сложностей, т.к. розыск детей не осуществляется должностными лицами оперативно-розыскной службы РФ при МВД РФ силами сотрудников полиции.
Указанные розыскные мероприятия осуществляются исключительно судебными приставами-исполнителями, которые зачастую не обладают должным опытом, агентурой и не имеют доступа к программному комплексу распознавания лиц, что усложняет розыск ребенка.
В ходе розыскных мероприятий ребенка в рамках исполнительного производства должны привлекаться частные детективы, которые на данный момент имеют больше ресурсов для поиска ребенка за счет связей в полиции и за счет иных ресурсов, которые мы не можем раскрыть в данной статье в силу закона.
В силу своей специализации мы осуществляем розыск детей, в том числе, вывезенных заграницу, но нужно учитывать, что такая работа требует больших временных и материальных ресурсов, также эффективный способ будет зависеть от количества лиц, участвующих в розыске ребенка, а также применения тех или иных видов применяемых розыскных мероприятий.
От того, в какой мере осуществляется розыск ребенка, в целом зависит степень реализации нарушенных прав ребенка, предусмотренных Семейным кодексом РФ, в частности права ребенка жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, общаться с ними и другими родственниками, выражать свое мнение (ст. 54, 55) зависит от их фактического восстановления.
Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ (ред. от 28.12.2016) “Об исполнительном производстве” [4] (далее – Федеральный закон № 229) предусматривает проведение исполнительного розыска, когда предусмотренные законом меры судебного пристава-исполнителя не приводят к установлению местонахождения ребенка (ст. 65). В соответствии со ст. 65 ФЗ № 229 под исполнительным розыском должника, его имущества или его детей понимается исполнительное действие, осуществляемое судебным приставом-исполнителем, на которого возложены функции по розыску, предусмотренные настоящей статьей, в целях установления местонахождения должника, его имущества или его детей.
Существует два основных этапа исполнительного розыска детей:
1) подготовка судебным приставом-исполнителем розыскного мероприятия (организация);
2) проведение судебным приставом-исполнителем розыскного мероприятия (проведение розыска).
Для объявления обязательного розыска необходимо наличие следующих фактов: возбуждение процедуры обязательного розыска; проведение судебным приставом-исполнителем обязательного розыска в целях установления местонахождения ребенка в срок, установленный статьей 36 Федерального закона № 229; безрезультатность обязательного розыска (статья 64 Федерального закона № 229).
В целях наиболее детального регулирования принудительных обысков, в том числе обысков детей, Министерством юстиции РФ были приняты “Методические рекомендации по организации и производству принудительных обысков в Федеральной службе судебных приставов (утв. ФССП России 17.04.2014)” (далее – Методические рекомендации).
Закон описывает процедуру розыска и предварительные действия судебных приставов-исполнителей, но не конкретизирует содержательную часть розыска ребенка. Согласно ст. 65 ФЗ № 229 и п. 2.1.2 Методических рекомендаций, исполнительный розыск может быть объявлен по инициативе самого судебного пристава-исполнителя или по заявлению взыскателя на основании исполнительного документа, содержащего одно из следующих требований:
1) отобрание ребенка;
2) передача ребенка;
3) постановление о контакте с ребенком
4) возвращение ребенка, незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или содержащегося в Российской Федерации;
5) реализация права доступа в соответствии с международными договорами Российской Федерации в отношении ребенка, незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или содержащегося в Российской Федерации.
В целях обеспечения выполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации судебные приставы по запросу центральных органов власти объявляют розыск детей, незаконно вывезенных или задержанных на территории Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. № 1097 Министерство образования и науки РФ определено центральным органом по исполнению обязанностей, возложенных на него Конвенцией о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей (“Конвенция 1980 года”).
Соответственно, в распоряжении судебных приставов-исполнителей имеется закрытый и не подлежащий расширению перечень предпосылок для возбуждения исполнительного розыска ребенка.
согласно Конвенции 1980 года действия родителей считаются международным похищением при наличии следующих условий:
1) ребенок постоянно проживает в России (или другом государстве – участнике Конвенции) и если ребенок постоянно проживает в России (или в другом государстве – участнике Конвенции). При этом гражданство ребенка и родителей не имеет значения и не учитывается при решении вопроса о возвращении
2) ребенок был разлучен или задержан за границей в нарушение его права на опеку и эти права были правомерно реализованы до разлуки с ребенком
3) ребенок не достиг возраста 16 лет
4) ребенок был вывезен из страны происхождения
5) ребенок не был взят под опеку одним из родителей
В то же время термин “похищение”, используемый в Конвенции, не может толковаться буквально: Конвенция 1980 года охватывает случаи, когда целью удаления или удержания ребенка является осуществление прав, связанных с личной заботой о ребенке, таких как право определять место жительства ребенка или право увезти ребенка в место, отличное от его обычного места жительства, на определенный период времени. Это касается случаев, когда ребенок Уведомление о проведении исполнительного розыска ребенка выносится по месту исполнения исполнительного документа либо по последнему месту жительства или пребывания ребенка. Основанием для проведения такого розыска является объявление розыска на территории Российской Федерации и иностранного государства.
Розыск ребенка объявляется на основании заявления взыскателя или по инициативе судебного пристава-исполнителя, ведущего исполнительное производство, в случаях, когда имеются основания, предусмотренные пунктами 3, 4 и 5 статьи 65 Федерального закона № 229.
Начало исполнительного производства по розыску ребенка формально определяется постановлением, которое выносится судебным приставом-исполнителем в течение 24 часов с момента получения заявления взыскателя об объявлении розыска ребенка либо с момента возникновения оснований для объявления розыска.
Начало розыска ребенка судебным приставом-исполнителем, при условии вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о розыске ребенка, санкционируется старшим судебным приставом или его заместителем.
Утвержденное постановление о розыске направляется судебному приставу-исполнителю, осуществляющему розыск, вместе с копией исполнительного документа, копией постановления о возбуждении исполнительного производства, копией заявления взыскателя об объявлении розыска (при необходимости) и справкой о процессуальных действиях, предпринятых для установления местонахождения должника, его имущества или ребенка.
Второй этап исполнительного розыска, выделенный при анализе ст. 65 ФЗ № 299, – процедура розыска – включает в себя ряд исполнительных действий, осуществляемых судебными приставами-исполнителями в рамках процедуры розыска с целью установления местонахождения ребенка. Федеральный закон № 299, статья 65, пункты 10 и 3.4. Методические рекомендации содержат положения о том, что в ходе исполнительного розыска судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск ребенка, совершает следующие исполнительные действия:
1.запрашивает персональные данные, в том числе сведения о физическом лице и его имуществе, из банка данных деловой, справочной и розыскной информации и обрабатывает персональные данные, необходимые для розыска;
2.обрабатывает персональные данные, необходимые для розыска; обрабатывает персональные данные, необходимые для того, чтобы убедиться в наличии ребенка у данного гражданина проверка документов, удостоверяющих личность этого гражданина, если есть основания полагать, что он задержан; судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск ребенка, проверяет личность ребенка, находящегося на его попечении.
Очень важно отметить, что розыск ограничивается исполнительными действиями, перечисленными в пункте 10 статьи 65 Федерального закона № 229.
Розыск детей, проводимый в рамках исполнительного производства, облегчается привлечением частных детективов, что не запрещено статьей 65 Федерального закона № 229.
Напротив, согласно пункту 8 части 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 года № 2487-1 “О частных детективах и охранной деятельности”, привлечение частных детективов запрещено статьей 65 Федерального закона № 229 не запрещено.
Розыск детей по исполнительным документам, в том числе по искам об отобрании детей, может осуществляться на основании договора с взыскателем. Основным документом, который ведется в ходе исполнительного розыска, является розыскное дело. Помимо вышеперечисленных документов, розыскное дело обязательно содержит план розыскных мероприятий, состоящий из конкретных мер принудительного исполнения и мер принуждения, с указанием конкретных сроков их исполнения. Данный план должен быть утвержден старшим судебным приставом районного отдела судебных приставов.
В соответствии с пунктом 35 части 3 статьи 229 Федерального закона судебные приставы-исполнители осуществляют розыскные мероприятия, как правило, с 22 до 6 часов в нерабочие дни. Поэтому при планировании розыскных мероприятий необходимо учитывать требования данного закона.
В ходе розыска ребенка судебный пристав-исполнитель публикует биометрические данные ребенка в уполномоченном отделе судебных приставов, суде, актовом зале, средствах массовой информации, а также в разделе “Розыск” на официальном сайте Федеральной службы судебных приставов России. Если разыскиваемый ребенок найден, розыскное дело снимается.
Сразу же после этого выносится постановление о прекращении розыскного дела, фактически завершающее исполнительное производство.
Взыскатель и судебный пристав-исполнитель уведомляются об окончании исполнительного производства.
Параграф 3. 14 Методических рекомендаций содержит положения о прекращении дел о розыске. В частности, в нем говорится, что при обнаружении разыскиваемого ребенка судебный пристав-исполнитель обязан явиться в органы опеки и попечительства по месту обнаружения ребенка и принять меры к передаче ребенка законному представителю, опекуну или попечителю, которым он должен быть передан в соответствии с требованиями исполнительного документа.
При невозможности немедленной передачи ребенка судебный пристав обязан передать его органу опеки и попечительства по месту обнаружения ребенка и немедленно сообщить об этом законному представителю, опекуну или попечителю.
При проведении принудительного розыска, и в частности при решении вопроса о передаче ребенка, необходимо учитывать положения ст. 57 Семейного кодекса РФ “Право ребенка на выражение своего мнения”
Таким образом, действующее законодательство предоставляет Федеральной службе судебных приставов РФ эффективный механизм принудительного исполнения судебных актов и актов других компетентных органов, а именно возможность организации и проведения эффективного исполнительного розыска.
Зачастую судебные приставы не справляются с возложенными на них задачами по ряду причин, среди которых:
1.Недостаточная укомплектованность кадрами: на одного сотрудника приходится слишком много исполнительных производств, что не позволяет справиться с возложенной на него нагрузкой (в среднем 3700 дел на одного судебного пристава).
2.Высокая текучесть кадров: часто бывает так, что одно исполнительное производство заводит один судебный пристав, а через месяц его передают второму.
3.Низкая квалификация судебных приставов. Из-за низкой заработной платы талантливые люди не соглашаются выполнять ответственную работу.
4.Низкая зарплата и отсутствие стимула к качественному выполнению работы. Должники платят в ФССП исполнительский сбор за взыскание задолженности, который не является премией судебным приставам, а весь идет в федеральный бюджет.
При розыске ребенка необходимо действовать максимально быстро и к сожалению без привлечения специалистов не обойтись, на практике розыск ребенка исключительно силами судебных-приставов исполнителей затягивается на годы.