Часто возникает ситуация, при которой после возбуждения исполнительного производства судебный пристав-исполнитель не принимает никаких мер для взыскания задолженности или исполнения судебного акта, в частности:
- не налагает запрет на выезд заграницу должнику (в том числе, если должником является физическое лицо, привлеченное к субсидиарной ответственности по долгам юридического лица (Далее – КДЛ)
- не осуществляет его розыск
- не запрашивает сведения о супруге(бывшем) должника (в том числе в отношение супруги КДЛ)
- Не проводит анализ сделок должника в целях их оспаривания, если такие сделки повлекли выбытия из права собственности имущества должника
- Не осуществляет розыск работодателя должника (в том числе работодателя КДЛ)
- Не устанавливает источники дохода должника
- Не принимает мер для взыскания задолженности с супруга должника (в том числе супруги КДЛ)
- Не принимает мер по осмотру жилища должника и не осуществляют принудительное проникновение в жилище должника в том числе, в жилище, которое не принадлежит должнику на праве собственности (в том числе не проводит осмотр и опись имущества в помещении занимаемого должником юридическим лицом).
- Не возбуждает уголовное дело в отношение должника или руководителя юридического лица за злостное уклонение от уплаты задолженности
- Не осуществляет розыск имущества должника (автомобиля, недвижимого имущества), а также не принимает иных мер в рамках исполнительного производства (не накладывает аресты и ограничения, не снимает их, когда необходимо провести регистрацию перехода права собственности итд).
Согласно пп.1 ч.1 ст. 128 ФЗ 229, заявление об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в арбитражный суд в случае исполнения исполнительного документа, выданного арбитражным судом.
В соответствие с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. N 50 г. Москва “О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства”, требования об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей и иных должностных лиц Федеральной службы судебных приставов (далее – ФССП России) рассматриваются в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ, и в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ. Вместе с тем, если от разрешения данных требований зависит определение гражданских прав и обязанностей сторон исполнительного производства, а также иных заинтересованных лиц, указанные требования рассматриваются в порядке искового производства. В связи с тем, что в настоящем заявление не ставится вопрос об определении гражданских прав и обязанностей сторон исполнительного производства (Должника и Взыскателя), рассмотрение настоящего заявления подведомственно районному суду г. Москвы.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее — орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, — на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно частям 3 и 8 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 121 Федерального закона N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон об исполнительном производстве), постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Согласно ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
Зачастую судебные приставы не справляются с возложенными на них задачами по ряду причин, среди которых:
1.Недостаточная укомплектованность кадрами: на одного сотрудника приходится слишком много исполнительных производств, что не позволяет справиться с возложенной на него нагрузкой (в среднем 3700 дел на одного судебного пристава).
2.Высокая текучесть кадров: часто бывает так, что одно исполнительное производство заводит один судебный пристав, а через месяц его передают второму.
3.Низкая квалификация судебных приставов. Из-за низкой заработной платы талантливые люди не соглашаются выполнять ответственную работу.
4.Низкая зарплата и отсутствие стимула к качественному выполнению работы. Должники платят в ФССП исполнительский сбор за взыскание задолженности, который не является премией судебным приставам, а весь идет в федеральный бюджет.
К сожалению, все клиенты с кем мы проводим встречи разочаровались и утратили веру через исполнительное производство вернуть свое, но это не так!
На стороне каждого взыскателя имеется прекрасный инструмент в виде государственной машины, которую нужно заставить работать. Не стоит отчаиваться и считать, что долг взыскать никак нельзя, взыскать можно! Судебные приставы-исполнители обычные должностные лица и важно понять, что это не они руководят вами или своими действиями, вы руководите ими.
У взыскателя имеется огромный потенциал и работающий механизм взыскания долга и именно приставы-исполнители по закону подчиняются вашим законным требования – это их обязанность.
Мы помогаем людям более 15 лет защищать свои права, помогаем взыскивать долги и помогаем взять руководство исполнительным производством в свои руки, ведь никто не будет ничего делать за вас, если вы сами не начнете руководить процессом самостоятельно.
Как показывает практика, в исполнительном производстве, если спустить все на самотек – о долге можно забыть, именно поэтому мы создали проект помощи именно в рамках исполнительного производства, доверяя нам вы можете быть уверены, что долг будет взыскан, а вы сможете не только наказать должника, но и вернуть свое!